Журнал «Кофе & Чай в России» №3, 2010

И СНОВА №1.

Объем импорта цейлонского чая в Россию, как и предсказывалось в прошлогодней публикации К&Ч (См. К&Ч, №1 2009, стр. 18-10, «Судьба цейлонских брендов»), неуклонно сокращается. Причина все та же — относительно высокая цена сырья на аукционе в Коломбо.

Цифры говорят сами за себя: в 2009 году объем импорта чая из Шри-Ланки составил чуть менее 53, 5 тыс. т или 29,7% от всего поступающего в Россию чая, а в 2008 аналогичный показатель составлял 64,5 тыс. т или 36,2%. Тенденция очевидна

Чего нам ждать дальше? Каковы все же перспективы, и будет ли у миллионов россиян возможность покупать доступный высококачественный цейлонский чай?

Попробуем разобраться. Цена на чай, как известно, зависит от того давления, которое создает спрос (или его отсутствие). Именно поэтому главный вопрос заключается в том, каков будет спрос на цейлонский чай в долгосрочной перспективе.

Рискнем предположить, что желающих купить цейлонский чай будет все больше и больше. Почему? Список стран-экспортеров в мире достаточно ограничен. Известно, что большая часть мира пьет зеленый листовой, черный листовой и черный гранулированный чай. Основным производителем зеленого чая является Китай, там же он по большей части и потребляется. Основным производителем и поставщиком на мировые рынки гранулированного чая является Кения. Крупнейшими производителями и поставщиками черных высококачественных листовых чаев всегда были Индия и Шри-Ланка. Но в последние годы внутренний рынок Индии кардинально изменил баланс: растущее население, отдающее предпочтение гранулированному чаю, а также повышение жизненного уровня в одной из крупнейших стран мира, заставили местных производителей экстренно переходить на выпуск чая по технологии СТС. Таким образом, из мирового баланса постепенно, но неминуемо, выпадают значительные объемы качественных листовых чаев. В результате – весь неудовлетворенный спрос оказывает давление на чайное производство Шри-Ланки. Казалось бы, это хорошо для цейлонцев, но у высоких цен есть и обратная сторона – не на всех рынках потребитель готов платить дороже. Россия в этом смысле не является исключением. А значит, сокращение поставок – процесс вполне реальный.

В подобной ситуации первостепенную роль играет фактор оптимальной цены. Кто же из цейлонских производителей сможет обеспечить лучшее соотношение цены и качества и таким образом обеспечить центральное положение на отечественном рынке? Очевидно, что наибольшие шансы имеют крупные компании, оперирующие большими объемами. В связи с этим любопытно взглянуть на список крупнейших производителей и экспортеров чая из островного государства (см. данные за 2009 год в Таблице 1). Как видим, больших изменений в расстановке сил нет — с огромным отрывом от остальных лидирует одна из старейших цейлонских фирм Akbar Brothers, с флагманским брендом Akbar. Любопытно, что у Akbar Brothers объемы экспорта чая выше суммарного показателя компаний, занимающих 2 и 3 место. Более того, эта цейлонская фирма в 2 с лишним раза опережает такого транснациональнального гиганта, как Unilever, George Steuart (Riston) — почти в 3 раза, MJF (Dilmah) — без малого в 7 раз. При этом Akbar Brothers лидирует практически во всех сегментах чайного экспорта: в поставках нефасованного чая после нее следует Unilever, в сегменте фасованного чая в пачках второе место у Jafferjee Brothers, а в экспорте tea bags Akbar ненамного, но все же опережает MJF (Dilmah). При оценке приведенных показателей становится очевидным, что, скорее всего, именно Akbar Brothers сохранит свое положение на долгие годы и будет одним из основных поставщиков высококачественного листового цейлонского чая на рынки России и стран СНГ.

Таблица 1. ЭКСПОРТ ЧАЯ ПО КАТЕГОРИЯМ И КОМПАНИЯМ (январь–декабрь 2009 г.)

 Компания  Позиция  Всего, кг.  Чай в мешках  Чай фасованный в пачках  Чай в пакетиках  Чай бленди-рованный  Чай зеленый Чай раство-римый   Другие виды чая В мешках, %  Фасованный в пачках, %   В пакетиках, %

 AKBAR BROTHERS GROUP

 1

 42,305,600

 17,472,045

 20,565,723

 3,586,255

 485,949

 146,250

 

 49,378

 41.30%

 48.61%

 8.48%

 STASSEN GROUP

 2

 16,236,819

 11,193,109

 4,058,643

 506,900

 72,976

 274,662

 4,575

 125,954

 68.94%

 25.00%

 3.12%

 JAFFERJEE BROTHERS GROUP

 3

 15,936,440

 5,861,803

 8,100,887

 1,135,553

 8,740

 312,852

 

 516,605

36.78%

 50.83%

 7.13%

 UNILEVER GROUP

 4

 14,639,397

 12,858,947

 433,890

 30,096

 

 8,459

 1,308,005

 

 87.84%

 2.96%

 0.21%

 CTM GROUP

 5

 14,234,995

 6,366,554

 6,968,974

 195,583

 626,927

 75,637

 

 1,320

 44.72%

 48.96%

 1.37%


Возврат к списку