Журнал «Кофе & Чай в России» №5, 2008

Алесь Мухин:
«Работать везде непросто...»

Алесь Мухин

Идея этого интервью родилась после поездки в Норвегию, которую ГЧК «Сапсан» организовала для крупных чайных дистрибьюторских компаний. Одним из участников поездки стал генеральный директор белорусской фирмы «Караван» Алесь Мухин. С одной стороны, тематика номера, в котором мы делаем акцент на чайно-кофейной дистрибуции, подсказывала нам подготовку интервью с одним из представителей этого цеха. С другой — была еще одна, не менее «веская» причина назначить встречу именно с этим человеком...


Ваше лицо мне кажется знакомым: неужели Вы тот самый знаток из «Что, Где, Когда»? Если не ошибаюсь, Вы еще и обладатель Хрустальной совы? Что привело Вас в чайный бизнес? Помогают ли в работе разносторонние знания о жизни?

Да, Вы не ошиблись (улыбается). В 2004 году меня признали лучшим игроком и награждали «Хрусталь ной совой», присуждаемой знаменитой российской телепрограммой легендарной статуэткой, которая сравнима с олимпийской медалью у спортсменов и считается вершиной признания в интеллектуальном спорте. А началось все с перехода в 11-й класс новой школы с углубленным изучением английского языка: на первом же уроке истории «схватился» с учителем по поводу трактовки какого-то исторического события. В этой школе уже год, как действовал первый в Минске кружок «Что? Где? Когда?», и я начал туда ходить. Вскоре в Минске зародилась лига ЧГК. К концу первого курса института, — а я учился на историческом факультете Белорусского Государственного Педагогического Университета, – одна из команд пригласила меня к себе. Так все и закрутилось. С тех пор вся моя жизнь в большей или меньшей степени, связана с этой игрой. Кстати, приобретенные на ней знания и опыт очень помогают как в повседневной жизни, так и работе. Что же касается чая, то я всегда считал и считаю его одним из самых загадочных продуктов. Богатая история чая уходит в глубокую древность, которая до сих пор скрывает от нас многочисленные тайны этого замечательного и полезного напитка. Ведь не зря же о нем существует столько красивых легенд и преданий! Кстати, вопросы о чае, которые задавались на «Что? Где? Когда?», всегда были в категории самых интересных и сложных. Для правильного ответа на них логических рассуждений было недостаточно: требовалось действительно глубокое знание «предмета».


Когда речь заходит о Белоруссии, невольно хочется спросить: работать в стране тяжело?

Работать везде непросто. У нас основные проблемы связаны, как это ни банально звучит, с несовершенством законодательной и налоговой базы, излишне жесткой фискальной системой, попытками государства вмешиваться в процесс формирования цен на товары и т.д. По словам правительства, все делается из благих побуждений — «в целях защиты отечественных производителей», но в действительности же — значительно усложняет работу, сбивает с рабочего ритма, а порой – просто тормозит развитие, как отдельных предприятий, так и некоторых отраслей в целом. На мой взгляд, в любой стране государство вообще призвано оказывать всестороннюю помощь бизнесу. А в Белоруссии, да и в России на нынешнем этапе, — просто обязано это делать. Прежде всего, оно должно стать более эффективным менеджером, не сводить свою роль к выдаче знаков отличия добросовестным продавцам и брать деньги не на моменте, облагая максимальными налогами одну сделку или поставку, а на обороте, снижая различные налоги и стимулируя больший оборот. Мировой опыт показывает, что второй путь правилен и приводит к расцвету всего общества.


Если спросить у российских экспертов чайного рынка, то в отношении Белоруссии вам скажут, что в ней все, как в России. Соответствует ли это мнение реальности? Какие основные тенденции характерны для вашего чайного рынка?

Чайный рынок Белоруссии сейчас активно развивается. Растет, как говорится, «и вглубь, и вширь». На нем присутствуют четыре категории продукции — чай, производимый в Белоруссии, чай, импортируемый из России, пакетированные чаи из Европы и чай, поступающий непосредственно из чаепроизводящих стран — Индии, Шри-Ланки, Китая и т.д. Годовой объем белорусского рынка чая на сегодняшний день в физическом выражении составляет порядка 6 650 тонн, а в стоимостном — приблизительно 46,5 млн. долларов. Потребительские предпочтения в наших странах похожи, в последнее время они неуклонно смещаются в сторону более качественной продукции, позиционируемой в сегментах middle и premium. Кроме того, увеличивается потребление пакетированного, зеленого чая, а также чая с фруктовыми добавками. По данным статистики, белорусы пьют чая меньше чем россияне. На душу населения его здесь приходится по 700 граммов на человека в год, тогда как в России, насколько мне известно, этот показатель выше 1 кг. Что же касается лидеров чайного рынка, то их список в Белоруссии уверенно возглавляют хорошо известные мощные торговые марки Ahmad, Akbar, Greenfield и Lipton, которым, по моему мнению, в ближайшее время вряд ли кто–либо сможет составить серьезную конкуренцию. При этом одним из самых быстро и динамично развивающихся брендов является чай Akbar. Эта всемирно известная марка крупнейшей цейлонской компании Akbar Brothers, представляемой на территории СНГ Группой чайных компаний «Сапсан», обладает большим потенциалом и уже прочно занимает свои места на полках белорусских магазинов и супермаркетов.


Недавно в СМИ прошла информация о том, что власти Белоруссии приняли решение зафиксировать торговые наценки на продовольствие на уровне 30% от цены инвойса до полочной цены. Как Вы думаете, в случае, если такое решение вступит в силу, как это отразится на чайной категории?

Это недальновидное решение отменили за один день до вступления его в силу. Законодатель пошел по другому пути — ограничил 30% наценку импортера/посредников и еще 30% оставил конечному продавцу. Такие правила ранее действовали для так называемой социальной группы товаров, куда входил и чай. Сейчас они действуют практически на все ввозимые в Беларусь товары, в том числе и на кофе. Поэтому, полочные цены на чай не изменятся, а на кофе значительно снизятся.


Есть ли в Белоруссии сильные локальные бренды? Существует ли местная фасовочная промышленность? Да..., нет... и почему?

Белорусская фасовочная промышленность ограничивается одним предприятием, выпускающим чай местной торговой марки «Милорд». Такая ситуация вполне естественна и объясняется, прежде всего, близостью огромного чайного рынка соседней России, на котором сосредоточились все основные игроки, способные поставлять в Белоруссию свою продукцию и при этом вкладывать большие средства в ее продвижение. Такова специфика местных условий. При открытых границах с Россией здесь значительно легче продавать, чем производить.


Насколько развита сетевая розница в стране, какая доля рынка принадлежит этому каналу дистрибуции? Каковы особенности взаимодействия с работающими в Белоруссии сетями? Есть ли местная специфика?

Развитие сетевой торговли идет в Белоруссии полным ходом. Это вполне объяснимо, ведь ни для кого не секрет, что будущее именно за этим форматом розничной торговли. На сегодняшний день белорусские торговые сети – «Соседи», «Родная сторона», «Квартал», «Рублевские», «Добробыт» и др. – не отличаются большими размерами и имеют, главным образом, местное «происхождение». Но осваивать наш рынок начали и российские компании. Ярким примером этого служит быстрый рост числа и расширение географии магазинов «БелМаркетКом пани». Мы сотрудничаем со всеми торговыми сетями, поставляя им широкий ассортимент своей продукции. Одновременно с этим осуществляем ее всестороннюю рекламную и маркетинговую поддержку, делая это своими силами. Часто нам помогают и владельцы марок, например, тот же «Сапсан» — всегда активно поддерживает. Но надо сказать откровенно — с местными сетями работать немного проще, они менее избалованы, да и «аппетиты» у них поскромнее российских.


Каковы страновые предпочтения белорусов? Насколько я знаю, в основном пьют цейлонский чай? Есть ли этому какие-то объяснения?

Вы совершенно правы — белорусы, как и жители России, действительно отдают предпочтение в первую очередь цейлонскому чаю: вкусному, ароматному, дающему настой яркого насыщенного цвета и обладающему максимальным количеством полезных для здоровья человека природных свойств. Не погрешу против истины, если назову чай, выращенный в Шри-Ланке, лучшим в мире и в наибольшей степени отвечающим традиционным пристрастиям наших любителей этого напитка, которые, кстати, хорошо разбираются и знают в нем толк. Это доказывает и динамика продаж. Например, в нашем портфеле брендов лидером является именно цейлонский бренд — Akbar.


Как будет развиваться чайный рынок в ближайшие 3-5 лет? Что мешает его поступательному развитию?

Как я уже говорил, многое зависит от внешних факторов, в том числе от общей ситуации в стране, политики государства и состояния его законодательно-нормативной базы. Если у нас будет возможность спокойно работать, то чайный рынок продолжит свое поступательное развитие: расширится ассортимент предлагаемой продукции, вырастет доля более качественного чая, позиционируемого в сегментах premium и super-premium, увеличится потребление чая в пакетиках и т.д. В противном же случае, все наши достижения и успехи, — а их, на мой взгляд, за последнее время было немало, — просто лопнут, как мыльный пузырь, и покупатель вновь вернется к второсортному чаю и дефициту.


Ваша фирма — один из крупных чайных дистрибьюторов в регионе. Каков портфель ваших брендов, по какому принципу он сформирован, выражаясь фигурально, как и какой чай выбирает «знаток»?

Без ложной скромности скажу, что «Караван» является самым крупным дистрибьютором чая в Белоруссии, занимая чуть менее 40% местного рынка, на котором, при сравнительно небольшой территории страны, существует достаточно много сильных игроков. Только крупных, думаю, можно насчитать порядка восьми. Наши филиалы и региональные склады находятся во всех областных и крупных промышленных центрах страны. Из них ведется работа торговых представителей и осуществляется снабжение продукцией близлежащих городов. Главный принцип формирования ассортимента компании крайне прост — в него должна входить качественная продукция, которая бы удовлетворяла вкусы всех без исключения любителей чая — наших клиентов. Именно благодаря, в первую очередь, разнообразию ассортимента, охватывающего полный спектр потребительских предпочтений, мы успешно работаем во всех сегментах чайного рынка Белоруссии. Что же касается непосредственно представляемых «Караваном» торговых марок, то на сегодняшний день их в нашем портфеле двадцать одна. Сюда входят наиболее популярные бренды как российского, так и цейлонского производства, а также белорусский Милорд. Наибольшая часть общего объема продаж приходится на чаи торговой марки AKBAR и торговой марки Greenfield, что обусловлено их стабильно высоким качеством и разумной ценовой политикой компаний-производителей.


Благодарим за интервью. Не хотите что-нибудь пожелать своим коллегам в России и других странах СНГ, где нас читают?

Со своей стороны, я прежде всего хотел бы поблагодарить К&Ч за внимание и интерес, проявленный к белорусскому рынку и, конечно же, к нашей компании. Нам всегда приятно как работать, так и просто общаться с коллегами из России и других стран СНГ. Кстати, со многими из них мы уже стали хорошими друзьями. Бывает, что и отдыхаем вместе, как, например, этим августом в той же Норвегии! А что можно пожелать? Интересной работы. Успеха в нашем общем нелегком бизнесе. И, конечно же, взаимовыгодного партнерства.


Возврат к списку