«Аргументы и факты» №22, 28.05.2008

Россия отЧАЯнная

Елена Семёнова

Чаи гоняют, к ним покупают что-нибудь вкусненькое и тонко режут лимон. О том, как меняются вкусы жителей нашей страны, мы говорили на «круглом столе» в «АиФ» с крупнейшими производителями этого напитка.

Россия — самая «отЧАЯнная» страна. 98 жителей из 100 пьют чай и ценят не только вкус и аромат, но и сам процесс. Если на Востоке чаепитие требует одиночества и созерцания, то у нас оно собирает за столом семью и подразумевает приятное времяпровождение. И, конечно, чай полезен. Но именно чёрный особенно полюбился в России — по некоторым оценкам, на его долю приходится 89% всего потребления этого напитка. Медики это одобряют: благодаря теину — чайному кофеину — он тонизирует, а последние исследования показали, что 2-3 чашки чёрного чая в день могут стать профилактикой против рака.

Пакетики — это сила

По мнению специалистов, лучший в мире — цейлонский чай. Но плантации расположены не только на солнечных склонах Шри-Ланки, но и в Индии, Индонезии, Вьетнаме, Бангладеш, Китае… Просто юго-восточные соседи ланкийцев ещё не могут выдать на-гора чайных аукционов достаточно большие объёмы ароматного продукта, а Поднебесная специализируется на производстве зелёного чая. Кстати, зелёный и чёрный чай — это одно и то же растение?

— Да, — отвечает Мария Драбова, PR-директор компании «Орими Трэйд» (марка Greenfield и др. — Ред.), — чайное дерево одно и то же. А вот готовят эти напитки разными способами. Чтобы получить чёрный чай, собранные чайные листья подвергают ферментации, а для приготовления зелёного чая — нет. Сегодня мы отдаём предпочтение нетрадиционным чаям — фруктовым, с добавками специй, душистых трав, а в ресторанах и кафе посетителям предлагают чайные карты по аналогии с винными. Чай сам по себе стал модным. И чем больше мы понимаем толк в нём, тем выше наши требования к его качеству. Кроме того, мы всё больше пьём чай в пакетиках. Даже такая «чайная держава», как Англия 9 из 10 чашек заваривает именно таким способом, Россия — 4 из 10.

Пакетики — ещё один большой «чайный миф». Когда-то считалось, что для них используют «чайную пыль», не имеющую никакой ценности для организма. Спешим порадовать любителей «быстрого чая» — это не так. Серьёзные производители для этого измельчают крупнолистовой чай.

— Благодаря специальным технологиям измельчения у такого листа больше площадь соприкосновения с горячей водой, — рассказывает Антон Кудрейко, коммерческий директор группы чайных компаний «Сапсан» (марка AKBAR), — а значит, он активнее и быстрее отдаёт ей аромат. Все полезные свойства высокогорного качественного чая в нём остаются.

Гламур без инфляции

Сколько и как можно хранить чай?

— Сухой чай очень ароматоскопичен, он легко впитывает запахи и долго их удерживает, — рассказывает Денис Казаринов, коммерческий директор компании «СДС ФУДС» (марка AHMAD), — а хозяйки часто хранят его в одном ящике со специями! Срок хранения у него действительно есть и указан на каждой упаковке. Чтобы лист сохранил вкус и эфирные масла, держать его следует в герметично закрытой жестяной банке. Можно его пить и после истечения срока годности, но при этом он потеряет часть своих вкусовых качеств. Но вы не отравитесь, не нанесёте организму вред — это точно. А Рамаз Чантурия, президент Ассоциации «Росчайкофе», вспоминает, что ещё при СССР наша страна была одним из главных игроков на мировых аукционах чая.

— Сегодня благодаря тому, что самые крупные участники чайного рынка перенесли свои расфасовочные заводы в Россию, им удаётся удерживать цены почти без изменений, несмотря на то что на Цейлоне за последний год они выросли на 35-85%! Но и сегодня есть сорта, которые уходят с аукционов по цене $10 000 за килограмм, — раскрывает Рамаз секреты самых гламурных напитков, — такой чай может понравиться далеко не всем, а поставляют его к императорским дворам.

АKBAR — чувствуется порода

АКBAR — это мировой бренд цейлонского чая, принадлежащий старейшей цейлонской компании Akbar Brothers, в прошлом году отметившей свой 100-летний юбилей. Кстати, именно цейлонский чай максимально отвечает традиционным пристрастиям россиян.

В странах Ближнего Востока и в Азии, где в горячем напитке традиционно знают толк, чай этой марки известен очень давно. В России он появился около 10 лет назад и быстро стал популярным без какой-то особой рекламы. Почему? Вековые традиции марки, бережное отношение к созданным несколькими поколениями чайных мастеров рецептам «фирменных» сортов, а также отточенный до филигранности процесс производства гарантируют неповторимое сочетание вкуса и букета, неизменно высокое качество чая AKBAR. Словом, чувствуется «порода». AKBAR предлагает большой выбор чаёв группы премиум, в том числе в эксклюзивной, не имеющей аналогов упаковке из фольгированного картона с эффектом голограммы. Такую пачку всегда приятно взять в руки — добротная, красивая вещь. Переливающуюся, как бриллиант, всеми цветами радуги упаковку чая AKBAR невозможно не заметить на полке магазина..."


Возврат к списку