Журнал «Витрина» № 10, 2007

По данным компании "Nielsen Россия", лидеры рынка чая — ..., AKBAR, ... — продолжают наращивать свою совокупную долю, которая в 2006 году превысила 80% в натуральном выражении.

Рынок чая:
в поисках разнообразия

vitrina_10_07.jpgОбъем российского рынка чая в 2006 году составил 169,1 тыс. тонны или 26 млрд. рублей. Таким образом, по сравнению с предыдущим годом продажи чая выросли на 2% в натуральном выражении и на 14% в денежном.

Основной прирост произошел за счет развития сегмента премиальных марок. По данным компании "Nielsen Россия", его доля в 2006 году превысила 25% в натуральном выражении, а в стоимостном — 43%. В прошлом году сразу несколько лидеров индустрии вывели на рынок новые продукты в этом сегменте, а наиболее успешные марки продолжали расширять ассортимент за счет добавления новых ароматизированных вариантов. В ближайшем будущем, по мнению экспертов, на чайном рынке России наиболее перспективными останутся сегменты средний+, премиум и суперпремиум.

Эту тенденцию Антон Кудрейко, коммерческий директор Группы чайных компаний "Сапсан", объясняет ростом уровня доходов населения и изменением потребительских предпочтений. "На смену экономичным торговым маркам приходит более качественная и более дорогая продукция, позиционируемая в сегментах middle и premium", — сказал он.

Говоря о динамике развития рынка в 2007 году, Владислав Киселев, пресс-секретарь компании "Май", отметил, что основной проблемой российского рынка чая на сегодняшний день можно назвать стагнирование. "Более 90% россиян пьют чай. Поэтому развиваться можно лишь внутри рынка, например, предлагая потребителю новые виды чая", — подчеркнул Киселев.

В свою очередь, Виталий Мухортов, руководитель отдела маркетинга и разработок чайной компании "Хэйлис", отметил структурирование рынка и развитие отдельных его ниш — тенденцию, характерную для зрелого рынка.

 

Самые продаваемые.

По данным компании "Nielsen Россия", доля более дорогого, по сравнению с рассыпным, чая в пакетиках выросла в натуральном выражении с 30% в 2005 году до 35% в 2006 году, а в стоимостном по итогам прошлого года превысила 56%. Такой рост происходит за счет сокращения доли фасованного чая, продажи которого снижаются в основном в сегменте гранулированного (тенденция наблюдается в течение нескольких лет). Доля рынка, занимаемая этим чаем, сократилась в 2006 году в натуральном выражении до 13%, а в стоимостном — до 5%.

"Потребление пакетированного чая в России растет с каждым годом, — говорит Антон Кудрейко. — Так, в 2006 году оно увеличилось примерно на четверть по сравнению с предыдущим годом. Что связано прежде всего с удобством заваривания такого чая".

"Все более популярным становится и чай в сашетах, — отмечает Владислав Киселев. — Эта упаковка дает возможность красиво оформить чайные мини-бары, что в равной степени популярно и в сегменте HoReCa, и среди обычных потребителей. Кроме того, чай в сашетах удобно брать с собой". "Традиционные семейные чаепития уступили место tea-breaks, характерным и для корпоративной культуры, — констатирует Виталий Мухортов. — При этом потребитель стал более требователен не только к качеству и ассортименту чая, но и к удобству упаковки. Он также готов доплачивать за современный дизайн. Поэтому чайные компании постоянно совершенствуют внешний вид упаковки. Так, "Хэйлис" первой на российском рынке представила пакетики для крупнолистового чая, который сейчас также пакуется в пирамидальные сашеты. Растет популярность пакетиков с индивидуальными конвертиками из фольги. Интересен потребителю и чай в вакуумной упаковке, особенно если он расфасован на месте произрастания — так лучше сохраняется его свежесть".

При этом самым крупным сегментом рынка остается традиционный черный чай, но его доля неуклонно снижается: в 2006 году она составила 69% в натуральном выражении и 60% в стоимостном. А вот сегменты зеленого и ароматизированных чаев динамично развиваются — доля последнего превысила 30% в натуральном выражении. Такое соотношение объясняется тем, что большинство продуктов традиционного черного чая относятся к среднему и экономичному ценовым сегментам. "Растет благосостояние россиян. Они становятся искушеннее, разборчивее, требовательнее, а также восприимчивее к новым предложениям, — говорит Виталий Мухортов. — Особый интерес покупателя вызывают натуральные экологичные продукты, такие как, например, коллекция "Гармония природы" от "Хейлис", которая создана на основе 100% натуральных ингредиентов — купажей чая и трав".

По словам Антона Кудрейко, черный чай исторически пользуется в России безусловным предпочтением — его пьют 80% населения. "В связи с этим абсолютно оправданно лидерство на рынке цейлонского, ведь, как показывает практика, именно он считается лучшим черным чаем в мире, — добавил эксперт. — Вместе с тем в последнее время в нашей стране неуклонно растет спрос на зеленый, фруктовый и травяной чаи, которые ассоциируются у большинства населения со здоровым образом жизни. Повышенный спрос на эти виды чая позволяет предположить, что в перспективе именно за счет увеличения их потребления, при сохранении, естественно, сильных позиций традиционных черных чаев, произойдет рост натурального объема российского чайного рынка".

Еще одна тенденция последнего времени, по мнению Владислава Киселева, в том, что люди с достатком начали покупать разнообразные сорта чая — "на пробу". "Основная потребность в черном чае удовлетворена. Уже хочется чего-то необычного, — поясняет эксперт. — Если раньше россияне пили в основном листовой черный и зеленый чаи, то в последнее время они стали задумываться о здоровье. В моду вошли так называемые травяные чаи, которые сначала продавались в аптеках, а теперь поступили в широкую продажу. Кроме того, развивается рынок специализированных чаев: для похудания, с лекарственными добавками, для детей, беременных женщин, а также чаев без кофеина, присутствующих в линейках многих производителей".

Сетевые супермаркеты стараются соответствовать требованиям времени. Екатерина Ромазанова, директор по закупкам Х5 Retail Group, пояснила, что, предлагая покупателю чай той или иной торговой марки, сеть основывается "на данных маркетинговых исследований, запросах клиентов, аналитике продаж и опыте наших специалистов". Наибольшим спросом, по ее словам, пользуется "пакетированный черный чай, упаковка — 25 фильтр-пакетов, без добавок". "При этом растет популярность зеленого, травяного и фруктовых чаев, — добавила Ромазанова. — Продажи чая традиционно увеличиваются в холодные месяцы, летом происходит некоторый спад, а перед Новым годом растет спрос на продукцию в подарочных жестяных упаковках".

 

Рынок чая будет расти. Но медленно.

"Чайный рынок России к настоящему моменту уже практически полностью сформировался. Большая его часть распределена между несколькими крупными компаниями,— уверен Антон Кудрейко. — Лидеры на федеральном уровне — это торговые марки компаний "Орими Трейд", "Майский чай", Unilever, "Ахмад", AKBAR. Эти бренды обеспечили лидерство за счет целого ряда экономических факторов, широкого ассортимента продукции, а также преимуществ компаний-производителей. Остальные марки заметно уступают им по объему продаж и, на мой взгляд, в краткосрочной перспективе ничто не сможет изменить расстановку сил в первой пятерке".

По данным компании "Nielsen Россия", лидеры рынка чая — (в алфавитном порядке) компании "Авалон", "AKBAR", "Ахмад", "Гранд", "Дилма", "Орими" и "Юнилевер" — продолжают наращивать свою совокупную долю, которая в 2006 году превысила 80% в натуральном выражении. В сегменте "пакетов" пятерка лидеров контролирует более 75% данного рынка. В то же время в сегменте листового чая общая доля этих пяти игроков в 2006 году сократилась до 68% от общего объема продаж в натуральном выражении.

По данным Владислава Киселева, на конец июля 2007 году по объему лидировали "Орими трейд" (28,9%), "Май" (13,7%), "Юнилевер" (12,9%) и "СДС Эком" (12,6%); в денежном выражении — "Орими трейд" (32,6%), "Май" (16%), "Юнилевер" (9,5%) и "СДС Эком" (9,2%). А наиболее популярными торговыми маркам стали "Принцесса Нури", "Принцесса Канди", "Принцесса Гита", "Принцесса Ява" ("Орими трейд"), "Майский", "Лисма", "Curtis" ("Май"), "Липтон" ("Юнилевер") и "Ахмад" ("СДС Эком").

"Как правило, новшества в плане product development на чайном рынке связаны либо с различными вкусовыми добавками (травы, экзотические плоды), либо с модификациями упаковки, — рассуждает Виталий Мухортов. — На мой взгляд, рынок будет расти за счет чаев с различными вкусовыми добавками, заполнения формирующихся ассортиментных ниш.

Очень важным направлением развития рынка станет эконаправление. Можно отметить и попытки некоторых игроков разработать новые продукты, создавая различные купажи и даже смеси различных видов чая, к примеру черного и зеленого. В этом случае необходимо грамотное позиционирование продукта, поскольку для рядового потребителя преимущества одного купажа над другим не очевидны".

"На данном этапе российский чайный рынок стабилизируется, и в ближайшие год-два резких изменений ожидать не следует, — полагает Антон Кудрейко. — Тем не менее основные участники рынка рассчитывают на его постепенный рост, и в первую очередь в денежном выражении".

"Чайный — один из старейших российских продуктовых рынков, который находится на этапе зрелости, но он продолжает расти: появляются новые игроки, осваиваются ассортиментные ниши, идет фрагментация рынка, а также развитие новых сегментов (холодные готовые чаи). Этот этап сопровождается ужесточением конкуренции. В такой ситуации преимущества можно достичь за счет инноваций. Все более важную роль будет играть и правильный маркетинг компании, что само по себе является непростой задачей", — предупреждает Мухортов.

 

Продолжение следует

В этом году компания "Май" вывела на рынок три линии премиального чая Curtis: коллекции черного ароматизированного (Earl Grey Passion, Apple Heaven, Berries Fest, Lemon Lane, Rose Blossom), зеленого ароматизированного (Oolong Emotion, Bahama Nights) и фруктово-травяного чая с кусочками натуральных фруктов, лепестками цветов и целебными травами (Mom's Fruit Pie, Happy Family, Grenadin Deja-vu, Lucky Camomile, Melissa Falls).

Компания Akbar Brothers (эксклюзивный представитель в России — Группа чайных компаний "Сапсан") дополнительно к премиальной серии AKBAR Gold и AKBAR Green Gold планирует выпуск нескольких видов чая в подарочных жестяных банках. В этом году уже поступил в продажу чай AKBAR 100 Years, выпущенный к 100-летнему юбилею деятельности в сфере производства и торговли чаем семьи Акбаралли — владельцев компании Akbar Brothers.

У компании "Хэйлис" в ближайшее время появятся новые премиальные бренды, помимо раскрученных HYLEYS и Nature's Harmony. Ассортимент расширится как за счет различных чайных купажей, так и за счет чаев с разными травами и плодами.     

 

Кира ФЕДОРОВА 


Возврат к списку