Журнал "Мое Дело Магазин" № 206, сентябрь 2018

СИЛА ТРАДИЦИЙ

На протяжении многих десятилетий чай остается для россиян традиционным горячим напитком: согласно данным социологических опросов, до 98% жителей нашей страны выпивают хотя бы одну чашку в день, отмечает генеральный директор компании «А-Трейд» Антон Боровиков. А если судить по общему объему потребления данной продукции, то Россия входит в число крупнейших мировых рынков. «Можно смело говорить, что российская чайная отрасль является сформированной и насыщенной. Подтверждением этому служит статистика исследовательских компаний, свидетельствующая о медленном снижении объемов потребления чая уже в течение нескольких лет, – комментирует он. – Причиной стагнации является в том числе перераспределение потребления в сторону кофе и кофейных напитков. Поэтому рынку чая в количественном отношении расти практически некуда».

По данным «Лаборатории трендов», в 2013–2015 годах импорт чая в Россию находился на отметке 173 тыс. т. В 2016-м поставки сократились до 164,4 тыс. т, однако уже в 2017-м выросли до 172 тыс. т, практически вернувшись на прежний уровень. «Общую ситуацию на отечественном чайном рынке, который является одним из крупнейших в мире как в физическом, так и в денежном выражении, в настоящее время можно охарактеризовать как стабильную, – соглашается коммерческий директор группы чайных компаний «Сапсан» Антон Кудрейко. – Об этом свидетельствуют и данные статистики – натуральный объем рынка в течение последних трех-четырех лет колеблется в районе 160–170 тыс. т в год».

tea.jpg

Кризисная ситуация и сокращение покупательной способности не могли не отразиться на российском рынке чая и на объемах внешней торговли, считает основатель научно-исследовательской компании «Лаборатория трендов» Елена Пономарева. Однако основное падение, по ее словам, коснулось не натурального, а стоимостного товарооборота, что было связано с изменением ценовых предпочтений потребителей и смещения спроса в сторону более дешевых позиций. «Стагнация рынка чая – это результат падения покупательной способности населения, – подчеркивает директор по развитию компании «Косьминский гостинец» Сергей Федоров. – Дело в том, что 95% сырья – импортное, и в рублевом выражении оно теперь в два раза дороже. Потребитель же хочет видеть продукцию на полке по прежней цене, следовательно, падает качество ввозимого сырья».

За 2014–2017 годы объем импорта просел в деньгах на 17,8%, с $657 до $540,5 млн, подсчитали в «Лаборатории трендов». При этом самое сильное падение произошло в 2016-м, когда продажи сократились на 14,4%, с $638,3 до $546,1 млн. Остальные годы рынок показывал стабильную понижательную динамику на уровне 1–2% ежегодно. «Последние годы на российском рынке чая по вполне объективным причинам не были отмечены какими-то заметными и значимыми событиями. Нынешнее положение дел, связанное прежде всего с финансово-экономическими трудностями, ослаблением покупательной способности населения и снижением объемов традиционного спроса на чайную продукцию, едва ли позволяет ожидать кардинального изменения ситуации и в ближайшем будущем. Поэтому чайные компании сегодня работают на перспективу – постепенно преодолевают последствия кризиса, восстанавливают объемы производства, ищут пути повышения качества своей продукции, пересматривают ассортимент», – свидетельствует Антон Кудрейко.

Возврат к списку